Оснащение спортивного зала детского сада требует тщательного подхода, поскольку оно напрямую влияет на физическое и психоэмоциональное развитие ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) чётко регламентирует, каким должно быть это оборудование. В статье представлен подробный перечень оснащения, разбитый по видам с описанием назначения и примерами.
Оглавление
Как выбрать оборудование для оснащения физкультурного зала и спортивный инвентарь в ДОУ?
Регламент требует, чтобы спортивная зона была:
- Безопасной;
- Разнообразной;
- Развивающей;
- Доступной для самостоятельной и организованной деятельности детей;
- Соответствующей возрасту и уровню физического развития.
На основании этого физкультурный инвентарь можно условно разделить на несколько категорий: гимнастический, игровой и командный, для развития крупной моторики и ловкости, координационный и профилактический. Ниже мы рассмотрим каждую из этих категорий спортивного инвентаря подробно.
Гимнастическое оборудование
Предназначено для развития силы, гибкости, равновесия и координации. Используется в упражнениях на растяжку, баланс, акробатику и лазание. Способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и уверенности в движениях. Подходит для ежедневных занятий и индивидуальной работы с детьми.
- Гимнастическая скамейка или брус — дети могут выполнять упражнения на балансировку или спрыгивать, формируя уверенность в движениях и тренируя устойчивость. Мягкий брус на деревянной подложке — особенно безопасный и удобный вариант для занятий.
- Гимнастические маты (складные) – обеспечивают безопасность при выполнении упражнений на полу. Используются для кувырков, растяжек, перекатов, создавая безопасную среду для освоения новых движений.
- Гимнастическая дорожка – удобна и безопасна для выполнения легких и разминочных упражнений. Поверхность дорожки не скользит и легко очищается, поэтому дети могут тренироваться, не опасаясь испачкаться или получить травму.
- Канат и кольца – укрепляют мышцы рук и плечевого пояса, развивают силу и выносливость. На кольцах дети могут висеть, подтягиваться, делать махи, а по канату — забираться вверх, тренируя хват, ловкость и уверенность в своих силах.
- Шведская стенка — важный элемент для укрепления опорно-двигательного аппарата. С её помощью дети выполняют упражнения на растяжку, лазание, висы и подъемы. Она способствует формированию правильной осанки и гибкости.
Игровое и командное оборудование
Стимулирует активность и взаимодействие в группе через подвижные и командные игры. Развивает навыки сотрудничества, быстроту реакции и спортивный интерес.
- Футбольные мячи – используются для игр и тренировок. Например, дети могут играть в мини-футбол или выполнять упражнения на ведение шара ногами, развивая точность движений.
- Баскетбольные мячи – необходимы для упражнений на меткость, силу броска и координацию. Дети могут тренироваться в бросках в корзину.
- Волейбольные мячи – могут использоваться в упражнениях на перебрасывание мяча через сетку или в групповых играх.
- Мини-футбольные ворота – необходимы для проведения игр в футбол.
- Спортивная сетка – используются для игр в волейбол и другие командные игры.
- Эстафетные палочки и флажки – применяются для проведения эстафет. Например, можно организовать бег с передачей палочки следующему участнику, что развивает скорость, внимание и умение работать в команде.
- Конусы для разметки – помогают организовать маршрут или обозначить зоны. Их можно использовать в играх с обходом препятствий, например, в «змейке» или эстафете с ведением мяча.
- Маркировочные ленты – нужны для обозначения игровых зон и маршрутов. Например, можно разделить пространство на несколько участков: зона прыжков, зона метания и зона равновесия.
Оборудование для крупной моторики
Создано для тренировки основных двигательных навыков: ходьбы, прыжков, ползания и лазания. Способствует развитию выносливости и уверенности в движениях.
- Мягкие модули и полоса препятствий – лучший безопасный вариант для развития всех основных групп мышц. Например, воспитатель может создать разнообразные маршруты, включающие преодоление того или иного модуля (тоннелей, барьеров и мягких лестниц). Можно обратить внимание как на готовые варианты полос, так и собрать собственную конфигурацию.
- Кубики мягкие – дети могут самостоятельно конструировать стены, башни размером в свой рост или лабиринты, развивая творческие навыки и сотрудничество. Для этого рекомендуется использовать кубики с длиной грани от 20 см.
- Игровые тоннели – подходят для развития пространственной ориентации и ловкости. Дети могут проползать через тоннель в рамках полосы препятствий или соревноваться в эстафете. Особый интерес у детей представляют многосекционные туннели. Они привлекают внимание своей необычной формой и возможностью спрятаться, проползти или устроить игру в "прятки".
Координационные комплексы
Направлены на улучшение равновесия, точности движений и контроля тела. Позволяют безопасно выполнять прыжки, повороты и упражнения на устойчивость.
- Маты для прыжков в длину позволяют проводить соревнования, развивая силу ног и координацию. Дети учатся прыгать с разбега или с места, соревнуясь в дальности. Особенно удобно, когда мат имеет достаточную ширину и оснащён жёлтой разметкой для точного определения длины прыжков.
- Стойки и планки – также используются для тренировки прыгучести. Дети перепрыгивают или подлезают под планку, тренируя разные группы мышц.
- Батут детский – любимый инвентарь детей. Можно устроить игру «Кто прыгнет выше» или выполнять на батуте простые задания.
Инвентарь для меткости и ловкости
Развивает глазомер, точность движений и мелкую моторику через броски и метания. Формирует концентрацию и координацию руки и глаза.
- Кольцебросы и мишени – предназначены для метания на точность. Например, дети могут бросать кольца на колышки.
- Кегли и наборы для детского боулинга – дети бросают мяч и стараются сбить все кегли, соревнуясь друг с другом. Можно использовать как небольшие пластиковые варианты, так и гигантские из мягкого поролона.
- Мешочки для метания с наполнителем – обычно наполнены песком. Дети могут метать их в мишени или передавать друг другу в парах, тренируя координацию и ловкость. Рекомендуется иметь мешочки разного веса — это позволяет постепенно увеличивать нагрузку, подстраивать упражнения под возраст и физические возможности ребёнка, а также разнообразить игровые задания.
- Скакалки – тренируют выносливость, развивают сердечно-сосудистую систему и формируют ритм.
- Шнур – аналогичны скакалкам, используется в играх «перепрыгни через змейку» или «не наступи на линию».
- Гимнастические обручи – способствуют развитию ловкости и ритмичности движений. Дети могут вращать обруч на талии или выполнять с ним упражнения на координацию рук и ног.
- Балансировочные доски и платформы – улучшают равновесие, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют формированию правильной осанки. Например, воспитатель может организовать игры, где дети проходят по платформам, стараясь сохранить устойчивость и не упасть, тем самым улучшая навыки концентрации и уверенность в движениях.
Профилактическое и оздоровительное оборудование
Способствует укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки. Применяется для улучшения кровообращения, тренировки дыхания и развития выносливости. Включается в занятия оздоровительной физкультурой и упражнения с минимальной нагрузкой.
- Массажные коврики, дорожки с шипами – лучший вариант для профилактики плоскостопия и улучшения кровообращения в стопах. Дети могут ходить босиком по дорожкам, что вызывает массажный эффект для ног и развивает тактильные ощущения. Дорожки различаются по типу поверхностей и длине, что делает занятия более разнообразными и полезными.
- Тренажеры (мини-велик, беговая дорожка) – укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают общую выносливость. Например, дети могут использовать ее для имитации забега, постепенно увеличивая скорость и тренируя дыхательную систему.
- Гимнастические мячи – применяются для развития гибкости, баланса и равновесия. Например, дети могут катать мяч по полу в разных положениях тела, укрепляя мышцы спины и пресса.
Правильный выбор спортивного оборудования для физкультурного зала доу обеспечивает детям условия для гармоничного физического развития, профилактики заболеваний и формирования полезных двигательных навыков. Используя комплексный подход и разнообразное наполнение, воспитатель сможет эффективно реализовать образовательную программу и сделать занятия физкультурой интересными и полезными для каждого ребёнка.